Ночь Ивана Купалы – особенная ночь. Алена ждала ее с нетерпением. Как же ей уже 13 зим исполнилось, совсем взрослая стала, поневу одела. Это первая ночь, когда ее с подружками одних отпускают. Через костры прыгать. Венки обрядовые в речку-матушку кидать. И боязно и любопытно ей. Старшие то сестры постоянно про купальские ночи перешептываются, яркие ленты в косы вплетая. И на нее поглядывают и похихикивают. Уж скорее бы вечер. «Что ж ты ясно-солнышко к земле не клонишься?» - думает Алена.
И вот солнце поклонилось к закату. Его лучи выкрасили деревья в золотисто оранжевый цвет. Старшие сестры заторопились. Поспешала и Алена. Девушки и юноши со всех концов деревни потянулись к реке. Возле реки уже была приготовлена поляна, посередине которой сложен большой костер. Его всей деревней собирали еще вчера. И взметнулись искры. Запели девушки. Им вторили юноши. Начался праздник.
Самые молодые, такие как Алена, были просто опьянены этим весельем. Возле костра жарко, хорошо. Закат так и бросает алые отблески на траву, отпрыгивая от костра. Кто-то пляшет, кто-то байки сказывает. Вдруг одна девушка как вскочит:
«Венки! Венки! Айда кидать венки!» - и побежала к воде, на бегу срывая со своей головы заранее сплетенный венок. А за ней и остальные кинулись. Ведь надо успеть бросить раньше, чем ясно-солнышко сядет.
«Суженный-ряженный, приходи к речке, умойся с дороги. Умойся с дороги венок мой найди. Венок мой найди, да в дом мой иди» Приговаривали девушки. И Алена кидала вместе со всеми, а вдруг ее венка не найдут, так и жениха ждать недолго будет. Хотя рано ей о женихах думать, но ведь сердце девичье всегда ждет какого-то чуда.
Вдруг легкий ветерок донес до нее нежный тихий женский смех. Обернулась она – ни кого. А подружки и не заметили. Радуются, песни поют, обсуждают, как через костер прыгать будут. Девушки постарше уже с молодцами в отдельный кружок собрались, смеются, милуются. Сестра ее старшая от больно рьяного дружка уворачивается. Тот ее все ни как поймать не может, чтобы к груди своей прижать.
А смех снова послышался. Из рощицы неподалеку. Алена любопытная, «дай», думает, «схожу, гляну, подружки то и не заметят, как вернуться успею». Пошла к рощице, ни кто и не окликнул. Ну, мало ли за чем пошла, а вдруг папоротник искать. Идет Алена, а смех все отчетливее. Да ни на один голос, а на несколько. А голоса то все женские и такие веселый, да звонкие. Смотрит - впереди поляна, а на поляне девушки хоровод водят, смеются, веселятся. Пригляделась Алена, а девушки то, как будто чуть прозрачные и в косы веточки деревьев воткнуты. Да у всех разные – у одной липа, у другой ива, береза, тополь, ясень, дуб, рябина… Да и одеты они чудно – в рубахи простые, без оберегов, без понев – не ясно, чьи они.
А любопытно поглядеть. Чуть-чуть еще вперед прошла, и заметили ее. Остановились девушки. Перестали смеяться. Глядят на нее. А глаза то у всех одного цвета, все как зелень лесная. Вышла тут вперед та, у которой ветки березовые в волосах запутались, и обратилась к Алене:
-Здравствуй, девица. Зачем ты на нашу поляну пожаловала.
-И вам здравствуйте, люди добрые. – А девушки ну давай смеяться. Глядит Алена, не понимает, но говорить не прекращает. - Не гневайтесь не со зла. Я смех услыхала, вот и пошла поглядеть.
Успокоились девушки, а с березкой то и говорит:
-Ну что, поглядела? Ты не торопись то обратно. Давай к нам. Вместе веселиться будем. – И к Алене вплотную так подошла. Глядит Аленка и диву дается. Веточки то березовые не застряли, так прямо из волос то и растут. И как молния в голове мысль – Берегини. Но не гоже от приглашения отказываться. Пошла Алена к ним. Окружили ее Берегини. «Все», думает Алена, «смерть моя пришла». Это же каждый знает – нельзя подходить к Берегиням, зачаруют, околдуют, или разум заберут или душу. Стоит – еле дышит. А березовая посмотрела да и молвила:
-Смела ты, девица. Не убоялась узнавши. Не побежала, нарушивши законы гостеприимства. Да и мы тебя за это не тронем. Неправда, что мы только несчастия приносим. Коли сердце чистое мы и одарить можем. На, держи. – И с этими словами кинула что-то Алене.
Алена поймала летящее, да зажмурилась от страха. А когда глаза раскрыла – никого вокруг. Одна она на поляне. Разомкнула ладони, а там ветка папоротника, а на ней цветок красный, так и пылает.
-Спасибо вам Берегини. – До земли поляне поклонилась. Развернулась и только шепот слышит: «Цветок береги, не показывай ни кому. Он тебе счастье принесет. Здоровый, счастливый род у тебя будет» Обернулась – нет ни кого. Взяла она цветок и в оберег положила.
Вышла Алена из лесу, а подруженьки уже через костер прыгать начали. Пошла она к ним. А на душе сразу так тепло стало, вокруг все знакомое, все родное. Может, показалось. Смеется вместе со всеми, выше подружек прыгает. Веселятся все, но рассвет то близок. Пора идти венки искать.
А ее венок на камень выплыл. Нет ей жениха в этом году. Но ей ли расстраиваться – мала еще. Вон сестры старшие еще из дому не поразъехались. Похватали девушки венки, в костер побросали. Что бы кто недобрый порчу не навел. Уже к домам потянулись. Сестры ее уже убежали. Ей тоже пора.
Раскрыла оберег, а цветок на месте лежит – не показалось, значит. Обернулась на последок к лесу и прошептала:
-Я помню. Я буду беречь ваш подарок.
@Шелли@
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Очень красиво )))
ОтветитьУдалитьмне очень понравился ))) чудесная сказка получилась :)))
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьОчень интересный рассказ! Мне понравилось! Вы сами пишете?
ОтветитьУдалитьКак интересно! Спасибо за рассказ. Жду продолжения про другие праздники.
ОтветитьУдалитьОчень красиво, сказочно, вспомнила свои праздники Ивана Купала!!!
ОтветитьУдалитьzelenaya - там же стоит внизу @Шеллира@ что предполагает что я и есть автор сего рассказа.
ОтветитьУдалитьLisak - насчет продолжения даже не знаю. Просто этот рассказ я уже пару лет назад написала и вот реально хотелось написать что-то именно в таком старорусском стиле.
интересно написано :)
ОтветитьУдалить